УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В 2022 году в России был создан «Консорциум вузов по развитию универсальных компетентностей», в который вошли Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Университет ИТМО, Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ) и Тюменский государственный университет (ТюмГУ). В этих университетах действуют наиболее передовые программы по развитию универсальных компетентностей (soft skills — «гибких навыков» у студентов, а также ведутся исследования в этой области. Университеты объединяют усилия, чтобы предложить программы по развитию навыков, их измерению и оценке для российского высшего образования. В данную книгу вошли описания систем развития и оценки универсальных компетентностей университетов — участников Консорциума: история и структура программ, лучшие практики формирования и оценивания. Данная книга будет интересна администраторам и преподавателям, которые признают значимость роли современного университета в подготовке конкурентоспособных выпускников.

Ключевые слова:
высшее образование, универсальные компетенции, критическое мышление, образовательная программа, индивидуальные траектории
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. World Economic Forum, J. The future of jobs report 2020. Retrieved from Geneva.

2. World Economic Forum, J. The future of jobs report 2023. Retrieved from Geneva.

3. Loyalka P. et al. Skill levels and gains in university STEM education in China, India, Russia, and the United States // Nature Human Behaviour. March, 2021. - P. 1-13.

4. Gruzdev M. V. et al. University Graduates’ Soft Skills: The Employers’ Opinion // European Journal of Contemporary Education, 2018. - Vol. 7. - № 4. - Р. 690-698.

5. Васильев К. и др. Развитие навыков для инновационного роста в России. М.: «Алекс», 2015.

6. Добрякова М. С., Фрумин И. Д., Баранников К. А., Реморенко И. М., Зиил Н., Мосс Дж., Хаутамяки Я. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Под общ. ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020.

7. Autor D. H., Levy F., Murnane R. J. The skill content of recent technological change: An empirical exploration // The Quarterly journal of economics, 2003. - Т. 118. - № 4. - С. 1279-1333.

8. Степашкина Е. А., Суходоев А. К., Гужеля Д. Ю. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями, при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов. Современная аналитика образования, 2022. - 2 (62). - 1-32.

9. Комиссаров А. Г., Степашкина Е. А., Соболева О. Б., Гужеля Д. Ю., Селезнев П. С. Методология оценки надпрофессиональных компетенций в российских образовательных организациях. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2022. - 12 (6). - 53-62. - doi.https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-53-62.

10. Подольский О. А., Погожина В. А. Ключевые компетенции выпускников и молодых специалистов при приеме на работу. Научное обозрение: гуманитарные исследования, 2016. - № 1 (96).

11. Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д., Пащенко Т. В. Барьеры для создания педагогических условий развития критического мышления в российских вузах // Педагогика, 2020. - Т. 84. - № 9. - С. 45-54.

12. Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д., Пащенко Т. В. Организационные и педагогические условия формирования навыка критического мышления у студентов российских вузов. Университетское управление: практика и анализ, 2021. - 25 (1). - С. 5-17.

13. Тихонова Н. Е., Каравай А. В. Динамика некоторых показателей общего человеческого капитала россиян в 2010-2015 гг // Социологические исследования, 2018. - № 5. - С. 84-98.

14. Аникин В. А. Человеческий капитал в посткризисной России: состояние и отдача // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований), 2018. - Т. 10. - № 2. - С. 90-117.

15. Psacharopoulos G., Patrinos H. A. Returns to Investment in Education: A Decennial Review of the Global Literature, 2018.

16. Капелюшников Р. И. Отдача от образования в России: Ниже некуда? // Серия WP3 «Проблемы рынка труда» [Текст]: препринт WP3/2021/03. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. - 52 с.

17. Heyman G. D. Children’s critical thinking when learning from others // Current directions in psychological science, 2008. - № 5. - Р. 344-347.

18. Тарханова И. Ю. Об измерении сформированности универсальных компетенций студентов вузов // Педагогика, 2018. - № 8. - С. 79-84.

19. Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник, 2018. - № 5.

20. Ковалева Т. М. Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации // На путях к новой школе, 2009. - № 1. - С. 7-15

21. Ковалева Т. М. и др. Профессия «тьютор». М., 2012. - С. 246-247

22. Копырин А.С. Дистанционные формы образования как инструмент перехода к современной модели бакалавриата // Образовательные технологии и общество, 2018. - № 3 (21). - С. 372-376. https://elibrary.ru/xterwx

23. Левина Е.Ю. Развитие университета будущего: задачи управления // Казанский педагогический журнал, 2021. - № 4 (147). - С. 22-34. DOI: https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.148.4.003

24. Gilyazova O.S., Zamoshchanskii I.I., Zamoshchanskaya A.N. A liberal arts and sciences education at the Russian higher school: Concept, formats, benefits and limitations // Perspectives of Science and Education, 2020. - № 4 (46). - С. 10-22. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.1

25. Тарханова И.Ю., Белкина В.В., Макеева Т.В. и др. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - 383 с.

26. Дьяконов Л.А., Фалилеев А.Е. Универсальные компетентности как новая образовательная парадигма // Успехи гуманитарных наук, 2020. - № 8. - С. 129-132. https://elibrary.ru/item.asp?id=43617755

27. Gilyazova O.S., Zamoshchansky I.I. Specific features of universal competences of higher education in Russia in the context of competence-based education: Conceptual analysis // Perspectives of Science and Education, 2022. - № 2 (56). - С. 77-94. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.2.5

28. Ребрин О.И. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ УрФУ: Екатеринбург: ООО «Издательский Дом «Ажур», 2012. - 24 с.

29. Башлакова О.И. Проблемы оценки универсальных компетенций // Юридическое образование и наука, 2021. - № 12. - С. 5-10. DOI: https://doi.org/10.18572/1813-1190-2021-12-5-10

30. Hager P. Nature and Development of Generic Attributes // Graduate Attributes, Learning and Employability / ed. by P. Hager. Springer, 2006. - Pp. 17-48. DOI: https://doi.org/10.1007/1-4020-5342-8_2

31. Шаров А. А., Заводчиков Д.П., Осипова И.В. Soft-компетенции как результат подготовки педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ), 2021. - № 2 (5). - С. 82-90. DOI: https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-2-82-90

32. Смагина И.Л. Трудности формирования и оценки универсальных компетенций студентов вуза // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022. - № 4 (37). - С. 232-236. DOI: https://doi.org/10.36809/2309-9380-2022-37-232-236

33. Dell'Aquila, Elena & Marocco, Davide & Ponticorvo, Michela & Di Ferdinando, Andrea & Schembri, Massimiliano & Miglino, Orazio. (2017). Educational Games for Soft-Skills Training in Digital Environments.https://doi.org/10.1007/978-3-319-06311-9.

34. Scheerens, Jaap & Werf, Margaretha & Boer, Hester. (2020). Soft Skills in Education: Putting the evidence in perspective.https://doi.org/10.1007/978-3-030-54787-5

35. Овсянникова Ю. Н. Игра как практика образования: феноменолого-герменевтический аспект / Ю. Н. Овсянникова, Ю. С. Осаченко, И. А. Эннс // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 485. С. 187-192.

36. Опыт реализации курса "Критическое мышление и письмо" в ядре бакалавриата ТГУ / Э. Г. Новикова, Ю. С. Осаченко, А. Н. Губайдуллина [и др.] // EdCrunch Томск : материалы международной конференции по новым образовательным технологиям, г. Томск, 29-31 мая 2019 г.. Томск, 2019. С. 318-324.

37. Осаченко Ю. С. Критическое мышление как основа научно-исследовательской культуры / Ю. С. Осаченко, С. Ю. Суханова, И. А. Эннс // Сборник тезисов Международной конференции по передовым технологиям обучения EdCrunch-Томск, Томск, 2-4 декабря 2020 г.. Томск, 2020. С. 192-196.

38. Осаченко Ю. С. Образовательное ядро бакалавриата ТГУ / Ю. С. Осаченко // EdCrunch Томск : материалы международной конференции по новым образовательным технологиям, г. Томск, 29-31 мая 2019 г.. Томск, 2019. С. 305-310.

39. Осаченко Ю. С. Тренинг "слушать - слышать": опыт формирования коммуникативных умений вопрошания и активного слушания / Ю. С. Осаченко, А. Н. Губайдуллина, Э. Г. Новикова // EdCrunch Томск : материалы международной конференции по новым образовательным технологиям, г. Томск, 29-31 мая 2019 г.. Томск, 2019. С. 325-329.

40. Осаченко Ю. С. Ядро бакалавриата ТГУ: от идеи до реализации. Опыт трех лет / Ю. С. Осаченко, С. Б. Велединская, Г. С. Токарева // Сборник тезисов Международной конференции по передовым технологиям обучения EdCrunch-Томск, Томск, 2-4 декабря 2020 г.. Томск, 2020. С. 186-192.

41. Раицкая Л.К.,. Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 3. C. 350-360.

42. Философия через великие книги: технологии реализации. Мастер-класс "Три режима чтения текста" / Т. В. Фаненштиль, И. В. Садыкова, С. Ю. Суханова [и др.] // EdCrunch Томск : материалы международной конференции по новым образовательным технологиям, г. Томск, 29-31 мая 2019 г.. Томск, 2019. С. 330-333.

Войти или Создать
* Забыли пароль?